A Free Template From Joomlashack

A Free Template From Joomlashack

Поиск

Вход на сайт



Аржанухин С.В.

ICQ-присутствие преподавателя:
Статус ICQ 401921082


Электронная почта преподавателя:
asv123u@yandex.ru

Главная Общие документы
Общие документы
Различные официальные документы, касающиеся учебы;  этика сетевого взаимодействия (правила поведения в форумах, чатах, правила переписки по электронной почте); способы и правила постановки вопросов в форумах и чатах, способы организации эффективного диалога.


ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ рабочая программа курса для студентов специальности «Государственно Печать
Автор: Аржанухин С.В.   
22.04.2017 13:08

Уральская академия государственной службы

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

рабочая программа курса

 

 

 

 

 

для студентов специальности

 «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Аржанухин С. В.,

д.ф.н., профессор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2017

 

 

Раздел 1. Введение

 

Организационное поведение как самостоятельный курс появился относительно недавно, первые упоминания о нем относятся к началу 1960-х годов. Но только за последнее десятилетие он стал входить в учебные планы факультетов менеджмента в европейских университе­тах.

Поведение — совокупность направленных действий субъекта, реализуемых им согласно закономерностям внутреннего развития и взаимодействия со средой. Организационное поведение - специальная управленческая теория, которая изучает  индивидуальные и коллективные формы поведения людей, включенных в структуру социальной организации, и их влияние на результативность деятельности организаций.

Объектом изучения научной дисциплины организационное поведение выступает организация как социальная система, предметом - закономерности формирования и воспроизводства индивидуальных и коллективных форм поведения сотрудников организации, а также различные типы поведения организаций как целостных систем. 

Цель преподавания дисциплины «Организационное поведение» - изучить закономерности организационного поведения личности, современных форм и методов воздействия на её поведение, принципы формирования групп, объ­единенных едиными целями, и выявление особенностей обоснования методов воз­действия на организационное поведение, способствующего повышению эффектив­ности деятельности всей организации.

Организационное поведение - совокупность индивидуальных и коллективных действий и поступков по адаптации к условиям и требованиям окружения. В рабочей программе организационное поведение рассматривается на трех уровнях:

  • индивидуальное поведение сотрудника организации;
  • коллективные формы поведения формальных и неформальных групп в рамках одной организации;
  • стратегии поведения различных организаций в обществе.

На уровне  индивидуального поведения сотрудника организации организационное поведение направлено на теоретическую разработку методов изучения поведения людей в различных ор­ганизационных ситуациях, обобщение практического опыта в объяснении причин поступков работников, разработку вероятной модели поведе­ния работника и управления его поведением.

Организационное поведение решает следующие основные задачи: описание, осознание, прогнозирование и контроль (регулирование) явлений, составляющих предмет ее исследования. Первая задача - систематизированное описание различных форм организационного поведения, вторая - состоит в объяснении причин и выявлении закономерностей возникновения тех или иных типов организационного поведения, третья - предсказание тенденций развития организационного поведения, конечная задача - выработка принципов управления организационным поведением.

Дисциплина Организационное поведение тесно взаимосвязана с такими дисциплинами как «Теория организации», «Управление персоналом», «Конфликтология», «Социальная психология», «Психология управления».

В результате освоения дисциплины студенты должны:

    знать специфику организационного поведения, основные понятия дисциплины, сформировать представление о современном состоянии и тенденциях развития теории организационного поведения;

    изучить возможности организационного проектирования таких систем,  в ко­торых бы работник, его способности и потребности поставлены в центр внимания и развития;

  составить представление о сущности и содержании труда руководителя и вносить изменения в систему управления поведением личности, группы, организации;

• проанализировать причины поведения работников и изучить методы, методику описания их поведения в условиях постоянно изменяющейся внешней среды;

уметь адекватно применять модели и подходы теории организационного поведения для решения задач, связанных с управлением организационным поведением, развить навыки современного управления поведением работника и рабочей группы в соответствии с критериями эффективности деятельности организации.

Приобретенные знания и практические навыки должны обеспечить студентам умение самостоятельно, на теоретическом уровне решать практические по­веденческие задачи, выявлять основные причины высокого уровня результативности работника и организа­ции, эффективно выстраивать межличностные отношения в коллективе.  Студент должен понять, что в наши дни, "менеджер должен играть скорее роль помощника-психолога и тренера, нежели контролера, скорее наставника, чем начальника - иными словами, роль человека, создающего внутренний мир организации: “контекста”, в котором действует индивид. При этом особенно важно постоянно уделять внимание человеческим аспектам труда, среди которых вызов, делающий работу увлекательной, ее разнообразие, осознание целостности процесса, чувство, что делаешь что-то значимое, ощущение, что тебя ценят в организации. Если эти элементы внедрены в работу, то сотрудник, вероятно будет отождествлять себя с работой, с другими работниками и с организацией» (Финк С. Управление поведением: раскрывая лучшее в людях // Курс МВА по менеджменту. М., 2012. С. 129).

Целостное образовательное пространство учебного курса «Организационное поведение» строится на единстве ценностных ориентаций педагогического процесса, содержательной проработке дидактических единиц стандарта дисциплины, технологической направленностью основных теоретических положений учебной дисциплины (операционализация понятий учебной дисциплины).

Преподавательский состав в процессе обучения студентов  руководствуется следующим положением: понятие компетенции включает а) знание и понимание  (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), б) знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), в) знание как быть (ценности как неотъемлемая часть личностной картины мира и жизни с другими в социальном контексте). Сбалансированность компетенций и результатов образования рассматриваются как главные целевые установки в обучении данной дисциплины.

В процессе обучения студент формирует себе  следующий «портфель компетенций»:1. Способность учиться учиться (культура обучения); 2. Способность работать самостоятельно и уверенность в себе; 3. Способность к анализу и синтезу, навыки управления информацией и знаниями, способность применять знания на практике; 4. Способность адаптироваться к новым ситуациям, способность к критике и самокритике; 5. Коммуникабельность (навыки межличностных отношений, письменная и устная коммуникация); 6. Способность к организации и планированию деятельности себя и коллектива; 7. Приверженность этическим ценностям и нравственная ответственность за результаты труда и забота о качестве; 8. Инициативность и результативность, стремление к успеху и ощущение достижения; 9. Командная ориентация, способность общаться со специалистами из других областей, принятие различий и мультикультурности; 10. Принятие стратегически и ситуативно-адекватных  управленческих решений; 11. Исследовательские навыки, креативность  и способность реализовать пилотные проекты; 12. Приверженность организации и лидерство. Обозначенные компетенции формируют основные черты профессионального профиля специалиста и служат объективной основой для эффективного проведения балльно-рейтинговой оценки компетенций и результатов образования студентов.

В процессе преподавания дисциплины «Организационное поведение» проводятся мультимедийные лекции, практические занятия, решаются упражнения, дается разбор практических ситуаций, проводятся деловые игры, подготавливаются рефераты, апробируется материалы для написания курсовых и выпускных квалификационных работ.

При составлении рабочей программы курса «Организационное поведение» были использованы материалы: Организационное поведение: Программа курса для магистров / Автор-сост.: Аржанухин С.В. Екатеринбург: УрАГС, 2012. При написании рабочей программы были использованы результаты научной стажировки автора-составителя по Public Administration и Public Personnel Management в Университете Восточной Каролины (Северная Каролина, США) в феврале-марте 2011 года, краткосрочного повышения квалификации «Развитие инновационной образовательной деятельности, обеспечение конкурентоспособности и интеграция российских вузов в Европейское образовательное пространство» (Россия-Италия) в октябре 2015 года.

Рабочая программа «Организационное поведение» ориентируется на следующие учебники:

1.                  Лютенс Ф. Организационное поведение. Пер. с англ. – М., 2007.

2.                  Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. Пер. с англ. - СПб., 2012.

Ваши предложение и замечания присылайте по адресу: asv123u@yandex.ru

 

Раздел 2. Структура учебной дисциплины

 

Форма обучения

Лекции

Семинары

КСР

Самостоятельная работа

ВСЕГО

Форма отчетности

ОЧНАЯ

5-ти год.

20

32

10

63

125

ЭКЗАМЕН

ЗАОЧНАЯ

6-ти год.

10

8

4

103

125

ЭКЗАМЕН

ЗАОЧНАЯ

3-х год.

8

8

4

105

125

ЭКЗАМЕН

ЗАОЧНАЯ

4-х год.

8

8

4

105

125

ЭКЗАМЕН

ОЧНО-ЗАОЧНОЕ

2,5-х год.

8

6

6

105

125

ЗАЧЕТ

 

Раздел 3. Тематический план учебной дисциплины

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Наименование тем

Количество часов

Самостоя-тельная

 

Лекции

Практич.

занятия

работа

1

2

3

4

Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса

1*, (1), 1

1

 

Тема 2. Сущность и направления организационного поведения

1*,(1),

1

1

 

Тема 3. Эффективная личность и эффективная организация

2

2

 

Тема 4. Теории поведения личности в организации

2*, (2), 2

4*, (4), 4

 

Тема 5. Социализация и ролевое поведение в организации

2

2

 

Тема 6. Социальные действия и сущность мотивационного процесса

-

2

контрольное задание*

Тема 7. Формирование группового поведения в организации

2

2

 

Тема 8. Формальные и неформальные группы и их виды

-

2

контрольное задание*

Тема 9. Преодоление межгрупповых конфликтов и стресс на рабочем месте

-

2

 

Тема 10. Формальное и неформальное лидерство в организации

2*, (2), 2

2

контрольное задание

Тема 11. Природа власти в организации и стиль работы руководителя

2*, (2), 2

4*, (4), 2

 

Тема 12. Коммуникативное поведение в организации

2

2

 

Тема 13. Проектирование организации

и индивидуальное планирование работы

-

2

контрольное задание

Тема 14. Особенности организационного поведения на разных этапах развития организации

2

2

 

Тема 15. Организационные изменения и индивидуальное поведение

2, (2)

2

 

Всего:

20, (10), 8*, 8

32, (8), 8*, 6

 

( ) занятия и задания для заочного 6–ти годичного обучения

* занятия и задания для заочного  3-х и 4-х годичного обучения

Выделено жирным шрифтом - занятия и задания для очно-заочного 2,5 годичного обучения

 

Раздел 4. Содержание дисциплины

 

ПЛАНЫ

АУДИТОРНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Темы 1, 2. Введение. Сущность и направления организационного поведения

Вопросы

1.                  Предмет, цели и основные задачи дисциплины «Организационное поведение». Появление дисциплины «Организационное поведение» в 60-е годы XX века как новый подход в обучении руководителей.

2.                  Понятие поведения. Основные направления изучения организационного поведения. Ус­ловия формирования организационного поведения: экономическая, социокультурная, этническая, пра­вовая среда.

3.                  Влияние на организационное поведение особенностей организационной культуры.

 

Литература

Основной учебник

Глава 1. Введение в организационное поведение; Глава 2. Зарождающиеся организации: информационные технологии, комплексное управление качеством и организационное научение; Глава 3. Современные проблемы: диверсификация рабочей силы и этика // Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 2007. С.с. 1 – 96.

Дополнительная литература

Карташова Л. В., Никонова Т. В., Соломанидина Т. О. Организационное поведение. М., 2016.

Козлов В.В., Одегов Ю.Г., Сидорова В.Н. Организационное поведение в структурно-логических схемах. Учебное пособие. М., 2015.

Красовский Ю.Д. Организационное поведение. Учебник для вузов. 3 изд. М., 2015.

Никуленко Т. Г., Дулин А. Н., Перов Г. О. Организационное поведение. 100 экзаменационных ответов. М., 2015.

Организационное поведение.  Учебник для вузов. Изд. 2-е, доп., перераб. / Под ред. Латфуллина Г.Р., Громовой О.Н. СПб., 2016.

Сергеев А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию менеджера. М.,  2016.

Спивак В.А. Организационное поведение. Учебное пособие. М., 2015.

Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение. Учебник для вузов. М., 2016.

 

Тема 3. Эффективная личность и эффективная организация

Вопросы

1.                  Сущность организации, ее виды. Цели и задачи организации. Особенности эффективности деятельности личности, группы, организации.

2.                  Репутация как категория менеджмента. Составляющие репутации личности, группы, организации. Формиро­вание привлекательного организационного поведения.

 

Литература

Основной учебник

Глава 1. Организационное поведение сегодня; Глава 2. Высокоэффективная организации // Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. СПб., 2012. С.с. 20 - 66.

Дополнительная литература

Армстронг М., Бэрон А. Управление эффективностью работы. М., 2015.

Бакштанский В. Л., Жданов О. И. Менеджмент жизни. Стратегия личной эффективности. - 4-е изд. М., 2016.

Иванова Е. И., Мельник М. В., Шлейников В. И. Аудит эффективности в рыночной экономике. Учебное пособие. М., 2017.

Ковалев С. В.  Введение в современное НЛП психотехнологии личностной эффективности. Учебное пособие. М., 2015.

Ковалев С. В. Введение в нейротрансформинг, или Руководство по эффективности и счастливости. М., 2016.

Парментер, Дэвид. Ключевые показатели эффективности: разработка, внедрение и применение решающих показателей. М., 2016.

Рамперсад Хьюберт К. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения. М., 2013.

Рамперсад, Хьюберт К. Индивидуальная сбалансированная система показателей. Путь к личному счастью, гармоничному развитию и росту эффективности организации. М., 2013.

Рыженкова И. К. Профессиональные навыки менеджера. Повышение личной и командной эффективности. М., 2016.

Сухарев О.С. Теория эффективности экономики. М., 2017.

Чуркина М., Жадько Н. Управленческая эффективность руководителя. М.,

Эккерсон, Уэйн У. Панели индикаторов как инструмент управления. Ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов. М.,  2015.

 

Тема 4. Теории поведения личности в организации

Вопросы

1.                  Развитие взглядов на поведение личности в организации: классическая тео­рия управления (Тейлор, Уорвик, Файоль), школа «человеческих отношений» (Э. Мэйо, М. Фоллет), концепция «менеджмента персонала» (М. Блюмфилда), бихевио­ризм (Д. Уотсон), школа поведенческих наук (Д. МакГрегора, Ф. Герцберга, К. Арджириса, Ф. Ротлисберга), теория социального научения (Бандуры, Д. Роттера, Скиннера).

2.                  Теория компетенции и ее значение для понимания индивидуального поведения.

3.                  Представление о себе (“Я-концепция”). Я-концепция личности и психологические ме­ханизмы защиты.

4.                  Природа, функции и основные характеристики понятия «установки» в организационном поведении. Компоненты установок. Мо­дель самоопределения личности. Способы изменения установок. Применение теории когнитивного диссонанса для устранения несоответствия между установками и поведением.

 

Литература

Основной учебник

Глава 4. Процесс восприятия и управление впечатлением. Глава 5. Личность и установки // Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 2007. С.с. 87- 159.

Глава 4. Разнообразия и индивидуальные различия // Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. СПб., 2012. С.с. 92 – 121.

Дополнительная литература

Боуз Р., Байноу Д. Интервью по компетенциям. М., 2017.

Вудраф Ч. Центры развития и оценки. Определение и оценка компетенций. М., 2013.

Иванова С., Болдогоев Д., Борчанинова Э., Глотова А., Жигилий О. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. М., 2016.

Кравченко А.И. История менеджмента. М., 2016.

Петров Ю. П. Очерки истории теории управления. СПб., 2015.

Робертс Г. Рекрутмент и отбор. Подход, основанный на компетенциях. М., 2013.

Семенова И.И. История менеджмента. Учебное пособие для вузов - 2 изд. М., 2016.

Спенсер Л., Спенсер С. Компетенции at work. М., 2013.

Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям.  - 3-изд. М., 2016.

Уколов В.Ф. Теория управления. Учебник для вузов . - 3-изд. М., 2015.

 

Тема 5. Социализация и ролевое поведение в организации

Вопросы

1.                  Социальная адаптация и активность человека в организации. Стадии и институты социализации.

2.                  Ролевое поведение и ролевое ожидание индивида в организации. Статусы и роли. Приспособление к но­вым должностям.

3.                  Ролевые конфликты: конфликт «личность - роль», конфликт внутри роли, конфликт между ролями. Методы преодоления ролевых конфликтов.

 

Литература

Глава 7. Управление человеческими ресурсами // Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. СПб., 2012. С.с.  173 – 207.

Дополнительная литература

Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.,  2016.

Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. Учебное пособие. М., 2014.

Клок К., Голдсмит Д. Конфликты на работе. Искусство преодолевать разногласий. М., 2015.

Мудрик А. В. Социализация человека. М.,  2014.

Попова И. П. Профессиональный статус специалистов в меняющемся российском обществе. М.,  2012.

Психология деловых конфликтов. Хрестоматия: учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента / Сост. Райгородский Д. Я. М., 2016.

Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. М., 2015.

Розум С.М. Психология социализации и социальной адаптации человека. М.,  2014.

Фундаментальная социология. В 15 тт. Т. 8. Социализация и образование / Под ред. КравченкоА.И., Добренькова В.И. М., 2013.

Шеллинг Т. Стратегия конфликта. М., 2015.

 

Тема 6. Социальные действия и сущность мотивационного процесса

 Вопросы

1.                  Понятие социального действия. Социальные отношения. Типы социального поведения, обычаи.

2.                  Содержательные и процессуальные теории мотивации: сравнительный анализ. Мотивационный механизм формирования орга­низационного поведения личности. Корпоративная культура в системе мотива­ции личности работника.

3.                  Зависимость между удовлетворением работой и производительностью. Поведение работника при постоянном неудовлетворении работой. Деньги в контексте мотивационных теорий. Социальные блага в контексте мотивационных теорий. Создание эффективной системы вознаграждений в организации.

 

Литература

Основной учебник

Глава 6.  Мотивация: потребности, содержание и процесс работы; Глава 7. Трудовая мотивация посредством проектирования рабочего места и целеполагание // Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 2007. С.с. 160-198.

Глава 6. Мотивация и подкрепление // Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. СПб., 2012. С.с.  173 – 207.

Дополнительная литература

Армстронг М., Стивенс Т. Оплата труда. Практическое руководство по построению оптимальной системы оплаты труда и вознаграждения персонала. М., 2015.

Аронсон Э. Общественное животное. Исследования. 3-изд. Том 1. М., 2011.

Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990.

Ветлужских Е.Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика. М., 2015.

Громов И.А., Мацкевич И.А., Семёнов В.А. Западная социология. – СПб., 2011.

Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности. М., 2014.

Кирхлер Э., Родлер К. Мотивация в организациях. Том 1. Психология труда и организационная психология. М., 2016.

Кравченко Е.И. Теория социального действия: от Макса Вебера к феноменологам // Социологический журнал. 2009. № 3.

Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.. 2015.

Мерманн Э. Мотивация персонала. Инструменты мотивации для успеха организации. М., 2015.

Нирмайер Р., Зайфферт М. Мотивация. 3-е изд. М., 2016.

Парсонс Т. О структуре социального действия.  М., 2008.

 

Тема 7. Формирование группового поведения в организации

 Вопросы

1.                  Понятие и характеристики группы. Задачи и принципы формирования групп. Теории группообразования.

2.                  Сплоченность группы. Достижения синергетического эффекта в группе.

3.                  Групповые нормы поведения как регулятор поведения личности. Этапы фор­мирования групп. Появление общественного мнения в группе.

 

Литература

Основной учебник

Глава 9.  Групповая динамика и команды // Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 2007. С.с. 277-306.

Глава 8. Природа групп // Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. СПб., 2012. С.с. 208 – 232.

Дополнительная литература

Болл Ф. Критическая масса. Как одни явления порождают другие. М., 2016.

Громов И. А., Мацкевич И. А. Семёнов В. А. Западная социология.  СПб., 2011.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2017.

Успенский Б. А.  Антиповедение в культуре древней Руси // Успенский Б. А.  Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994, с. 320—332.

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2017.

Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сборник статей под ред. Барт Ф. М., 2014.

Ойстер К. Социальная психология групп. Эффективная работа с людьми. М., 2012.

 

Тема 8. Формальные и неформальные группы и их виды

Вопросы

1. Основные системные факторы функционирования формальных групп. Регламенты организационного поведения в рабочих группах.

2. Команды в условиях современных органи­заций. Особенности самоуправляемых команд.

3. Функции неформальных групп. Разно­видности неформальных групп. Влияние неформальных групп на эффективность деятельности организации.

 

Литература

Основной учебник

Глава 9.  Групповая динамика и команды // Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 2007. С.с. 277-306.

Глава 9. Командная работа и высокопроизводительные команды // Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. СПб., 2012. С.с. 233 – 257.

Дополнительная литература

Демарко Т., Листер Т. Человеческий фактор: успешные проекты и команды. М., 2015.

Клеммер Д. Как создать команду победителей. М., 2017.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2017.

Фишер Б., Бойнтон Э. Виртуозные команды. Команды, которые изменили мир. М., 2016.

Хейдема Дж. М., МакКензи К. А. Как создать команду, увлеченную своим делом. От разрушения к созиданию. Практическое пособие для лидеров и членов команды. М., 2017.

Бронштейн М. Управление командами для "чайников". М., 2012.

Исаев В.В. Организация работы команды проекта: Психология, стратегия, тактика. М., 2014.

Брадт Дж.Б., Чек Дж.А., Педраза Дж.Е. 100-дневный план действий нового руководителя: Как контролировать, создать свою команду и добиться быстрых результатов. М., 2015.

Анкона Д., Бресман Х. Команды прорыва. Источники инноваций и лидерства в отрасли. М., 2017.

Джей Р., Моррис С., Уилкокс Г., Нейзел Э. Лидер и команда. Практическое руководство лидера эффективной команды. М., 2013.

Гарвардская школа бизнеса: Как проводить совещания; Как руководить командой; Делай как я! М., 2016.

 

Тема 9. Преодоление межгрупповых конфликтов и стресс на рабочем месте

 Вопросы

1.                  Современный взгляд на конфликты в организации. Причины межгрупповых конфликтов. Последствия конфликтов в организации.

2.                  Межличностные стили разрешения конфликтов (уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, разрешение проблемы). Переговоры - универсальный метод разрешения конфликтов. Причины внутригрупповых конфликтов.

3.                  Стресс и синдром общей адаптации. Сущность стресса. Причины стрессов в организации. Влияние стресса на эффективность деятельности организации.

4.                  Организационные и личностные факторы стресса. Групповой фактор стресса. Виды стрессов. Стадии стресса. Управление стрессом: на уровне личности и на уровне организации.

5.                  Признаки стойкой (не подверженной) стрессам личности. Индивидуальные и организационные  способы преодоления стресса.

 

Литература

Основной учебник

Глава 10. Конфликты при взаимодействии и навыки ведения переговоров.; Глава 11. Стресс на рабочем месте // Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 2007. С.с. 307 -366.

Глава 15. Конфликт и ведение переговоров; Глава 16. Изменения, инновации и стресс  // Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. СПб., 2012. С.с. 397 – 443.

Дополнительная литература

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990.

Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров, разрешения конфликтов. М.:, 1995.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. М., 2007.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. М., 1995.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 2006.

Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.

Братусь П. С. Аномалии личности. М., 1988.

Бэрон, Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2005.

Виткин Д.Ж. Женщина и стресс. СПб., 2004.

Виткин Д.Ж. Мужчина и стресс. СПб., 2004.

Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. М., 2008.

Герасименко И.Я., Юсупов Р.М. Социометрия конфликта. СПб., 1994.

Горелик В.А., Горелов А.Ф., Кононенко А.Ф. Анализ конфликтных ситуаций в сфере управления. М., 1991.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008.

Гусева А.С., Козлов В.В. Конфликт: Структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. М., 2005.

Диксон Ч. Конфликт. СПб., 2005.

Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993.

Дональдсон М.К., Дональдсон М. Умение вести переговоры для чайников. Киев – М., 2006.

Дэна Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994.

Зайцев А.К. Социальный конфликт. М., 2009.

Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1994.

Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2008.

Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М., 2007.

Конфликтология / Под ред. А.С.Кармина. СПб., 2007.

Конфликтология: Хрестоматия / Сост. Аржанухин С.В. –Екатеринбург, 2013.

Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. М., 1992.

Коузер Л. Основы конфликтологии. СПб.,, 2007.

Левин К. Типы конфликтов. Психология личности: Тексты. М., 1982.

Лефевр В.А Конфликтующие структуры. М., 1967.

Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты. М., 2008.

Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 2004.

Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.

Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1995.

Юри У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми. М., 1993.

 

Тема 10. Формальное и неформальное лидерство в организации

Вопросы

1.                  Понятие лидерства в управлении организацией. Истоки и классические исследования лидерства.

2.                  Проблемы форми­рования лидера в организации. Особенности лидерства и его формы на разных этапах развития организации.

3.                  Формальное лидерство и его природа. Особенности формального лидерства в организациях разного типа.

4.                  Разновидности неформального лидерст­ва. Особенности неформального лидерства в организациях разного типа. Взаимоотношения формальных и неформальных лидеров.

5.                   

Литература

Основной учебник

Глава 13. Лидерство: истоки и процесс; Глава 14. Лидерство: стили, деятельность и навыки // Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 2007. С.с. 390-466.

Глава 11. Высокоэффективное лидерство // Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. СПб., 2012. С.с. 286 – 316.

Дополнительная литература

Адизес И. Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. М., 2016.

Берн Э. Л. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп. М., 2017.

Бирли У., Козуб Т. Оценка "360 градусов": стратегии, тактики и техники для воспитания лидеров. М., 2017.

Джей Р., Моррис С., Уилкокс Г., Нейзел Э. Лидер и команда. Практическое руководство лидера эффективной команды. М., 2013.

Лоуб М., Киндел С. Лидерство для "чайников".  М., 2013.

Менегетти А. Психология лидера. М., 2012.

Рам Чаран, Дроттер С., Ноэл Дж. Кадровый эскалатор: нанять или воспитать лидера? М., 2017.

Хейдема Дж. М., МакКензи К. А. Как создать команду, увлеченную своим делом. От разрушения к созиданию. Практическое пособие для лидеров и членов команды. М., 2017.

 

Тема 11. Природа власти в организации и стиль работы руководителя

Вопросы

1. Понятие власти. Виды власти. Основы власти руководителя в организации: принуждение, собственность на ресурсы, авторитет, добровольное подчинение, разумная вера, традиции, участие.

2. Власть и авторитет. Власть и полномочия. Этическая ответственность за использование власти за пределами должностной ответственности. Централизация, децентрализация и делегирование власти. Контроль в дисциплинарных отношениях.

3. Классические стили руководства. Представления о других (Э.Гоффман). Решетка стилей руководства Блейка и Моутона. Классификация стиля управления в рам­ках ситуационного лидерства (Фидлера, Херси и Бланшарда, Врума-Йеттона, Митчелла-Хауса).

 

Литература

Основной учебник

Глава 12. Власть и политика // Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 2007. С.с. 367-389.

Глава 12. Власть и политика // Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. СПб., 2012. С.с. 317 – 346.

Дополнительная литература

Грин Р. 48 законов власти. М., 2014.

Канетти Э., Московичи С. Монстр власти. М., 2017.

Кожев А. Понятие Власти. М., 2015.

Пфеффер, Дж. Власть и влияние: Политика и управление в организациях. М., 2015.

Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2017.

Уколов В. Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества. М., 2017.

Юргенс И. Очередные задачи российской власти. М., 2017.

Кара-Мурза С. Власть манипуляции. М., 2015.

Энкельманн, Н. Б. Власть мотивации. Харизма, личность, успех. М., 2013.

Энкельманн Н.Б. Власть харизмы. Личностные качества как средство достижения успеха в профессиональной и личной жизни. М., 2009.

Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Секреты влияния мотивов и поступков, подчинения власти. Изд. 3-е, М., 2009.

Коваленко И. Н., Коваленко Н. П. Наука и искусство власти менеджера. Ростов-н/Дону, 2014.

Кетс де Вриес, Манфред Ф. Р.Анархист в душе. М., 2016.

 

Тема 12. Коммуникативное поведение в организации

Вопросы

1.                  Понятие коммуникации и коммуникабельности. Основные понятия теории коммуникации. Роль и место коммуникации в системе организа­ционных отношений.

2.                  Организационные коммуникации: понятие, сущность, классификация. Коммуника­тивное поведение. Влияние коммуникационного поведения на эффективность управления.

3.                  Понятие коммуникативной компетентности. Виды и формы общения. Доверие как основа развития способностей межличностного взаимопонимания.

4.                  Обучение общению. Барьеры эффективного общения. Формы делового общения.

5.                  Общение и уединение как фундаментальные потребности человека и их удовлетворение в условиях различных организационных культур.

 

Литература

Основной учебник

Глава 15. Техника коммуникаций и межличностные процессы // Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 2007. С.с. 469-497.

Глава 13. Информации и коммуникации // Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. СПб., 2012. С.с. 347 – 370.

Дополнительная литература

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.,2007

Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации: Теория и практика в эпоху информации. — СПб., 2008.

Дридзе Т.М. Текстовая деятельность и структура социальной коммуникации.-М.,1984

Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика, М. , 1995

Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2008.

Карделл Ф.Д. Психотерапия и лидерство. — СПб., 2008.

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика. Общество. Культура. М., 2008.

Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 2005.

Куницина В.Н. и др. Межличностное общение. Учебник для вузов. — СПб., 2009. Морозов А.В. Психология влияния (Хрестоматия). — СПб.: Питер, 2009.

Лейхифф Д.М., Пенроуз Д.М. Бизнес-коммуникации: Стратегии и навыки.СПб., 2009.

Моль А. Социодинамика культуры, М., 1973

Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое руководство. — М., 2009.

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации, М-Киев, 2009.

Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 2007.

Сорокин П. Социальная и культурная динамика, СПб., 2008.

Степанов С. Язык внешности. — М., 2009.

Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб., 2008.

Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2008.

Почепцов Г. Г. Коммуникативный инжиниринг. Теория и практика. М., 2016.

 

Тема 13, 14. Проектирование организации и индивидуальное планирование работы; Особенности организационного поведения на разных этапах развития организации

Вопросы

1.                  Проектиро­вание организационных отношений и их регламентирование. Этапы организационного проектирования. Факторы проектирования организации. Элементы проектирования организации. Качество трудовой жизни и проектирование.

2.                  Многообразие стилей жизни людей и культурные отличия трудовых жизненных форм. Влияние организационной структуры на индивидуальное и групповое поведение.

Техника учета бюджета времени. Определение и исправление своих трудовых навыков. Стилевые особенности повседневной жизни в организации.

3. Типология поведения со­трудников. Формирование поведения работников в соответствии со стратегией развития организации. Пределы роста культурных систем: модель волновых процессов в культуре.

4. Особенности организационного поведения на разных стадиях развития организации.

5. Символические характеристики современной организации на разных этапах ее развития. Символизация жизненного пространства человека в организации на разных этапах развития. Семиотика организационной повседневности. Символика признания и счастья.

 

Литература

Глава 7. Трудовая мотивация посредством проектирования рабочего места и целеполагание // Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 2007.  Сс. 199 - 227.

Глава 17. Теория и строение организации; Глава 18. Организационная культура // Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 2007.  С.с. 526-600.

Глава 10. Культура с высоким уровнем исполнения // Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. СПб., 2012. С.с. 258 – 286.

Дополнительная литература

Акофф Р. Л., Магидсон Д., Эддисон Г. Идеализированное проектирование: как предотвратить завтрашний кризис сегодня: создание будущего организации. М., 2015.

Красовский Ю. Д. Организационное поведение. Учебник для вузов - 3 изд. перераб. и доп. М., 2017.

Красовский Ю.Д. Социокультурные основы управления бизнес-организацией. М.,  2015.

Резник С.Д. Организационное поведение. Учебник - 2 изд. М., 2014.

Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение. М., 2016.

Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. 4-изд. М., 2015.

Брукс Я. Организационное поведение: индивидуумы, группы и организация. М., 2016.

Организационное поведение. Под редакцией Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. СПб., 2015.

Джордж Дж.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления. М.,  2011.

Джуэлл  Л. Индустриально-организационная психология, СПб., 2009.

 

Тема 15. Организационные изменения и индивидуальное поведение

Вопросы

1. Понятие организационного развития. Изменения как норма функционирования организации. Синергетическая модель изменения организационной культуры.

2. Групповые стратегии жизни как способы реализации жизненных стилей в организации. Сопротивление изменениям.

3. Бессознательные формы поведения в организации и проблема их коррекции.

4. Типы поведения индивида в организации и типы научения поведения. Управление поведением: выявление форм поведения, связанных с трудовой деятельностью; измерение поведенческих событий; функциональный анализ поведения; разработка стратегий интервенций; оценка для улучшения деятельности. Жизненный путь человека как предмет организационно поведенческого исследования.

 

Литература

Глава 8. Научение: процессы, система вознаграждения и управление поведением // Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 2007.  С.с. 227 – 258.

Глава 20.  Организационные изменения и организационное развитие // Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 2007.  С.с. 636 - 655.

Дополнительная литература

 Гуияр Ф.Ж., Келли Д.Н. Преобразование организации. М., 2008.

Камерон К., Куин Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб., 2009.

Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практическое пособие. – М.,2005.

Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. пособ. – М., 2006.

Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцева, В.Н. Николаенко; Отв. ред. М.В. Удальцова. – Новосибирск, 2005.

Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов-н/Д., 2005.

Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. –СПб, 2008.

Занковский А.Н. Организационная психология. М., 2008.

Карт П., Фокс К. Преодоление культурных различий.  М.:  Дело, 2013.

Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе.  М.: Дело, 2009.

Ньюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение.  СПб.: Питер, 2008.

 

 Раздел 5. Формы контроля и отчетности

Программой предусматривается выполнение следующих мероприятий контроля знаний и умений студентов: текущие контрольные работы по каждому учебному элементу; рубежный контроль по дисциплине в форме экзамена (зачета); возможно написание выпускных квалификационных работ по тематике дисциплины. Кроме того, в течение семестра осуществляется текущий контроль знаний студентов путем систематического опроса на практических занятиях, проверки результатов выполне­ния контрольных работ, тестирования, домашних заданий.

Текущий контроль предполагает оценку активности студентов на практических занятиях и оценку выполнения контрольных работ и практических заданий. Представление итогов проделанной самостоятельной работы осуществляется студентом в виде контрольной работы. Каждая контрольная работа включает 2-3 открытых вопроса по лекционной части курса, предусматривающие выявление знаний по теме и понимание сущности изучаемых понятий. Практическое задание – конкретное задание по одному из разделов курса на проверку усвоения темы. Контрольная работа должна показать степень усвоения материала и отразить самостоятельное изучение студентом тем курса. Особое внимание при проверке контрольных работ обращается на умение выделить и показать на высоком теоретическом уровне решение поведенческих задач, проанализировать методы изучения поведения персонала в различных организационных ситуациях, объяснения причин их поступков, предсказания поведения персонала организации в будущем и управления их поведением. Приветствуется привлечение дополнительного материала из собственной практики студентов или из специализированных источников. Контрольная работа оценивается следующим образом: точный, полный и лаконичный ответ на все вопросы 7-10 баллов; полный, но не точный и достаточно расплывчатый ответ, либо не равноценные по качеству ответы на вопросы контрольной работы – 4-6 баллов; расплывчатые, не точные и не полные ответы на вопросы – 1-3 балла. Контрольные работы выполняются по вариантам. Практическое задание оценивается по критериям использования студентом предложенного инструментария и принципов его применения в организации от 1 до 10 баллов. Итоговый контроль – письменный экзамен, который включает ответы на теоретические вопросы (дать определение терминам и ответить на теоретический вопрос), ответ на вопрос с множественным выбором или разбор конкретной ситуации (кейс). Учебной программой предусматривается коррекция текущих контрольных мероприятий, предусмотренных технологической картой обучения дисциплины «Организационное поведение».

 

Перечень контрольных вопросов

для самостоятельной работы по всем темам

курса «Организационное поведение»

1.                  В чем состоит влияние организации на поведение сотрудников?

2.                  Как   влияет ваша организация на поведение своих сотрудников? Приведите пример.

3.                   Какие знания, навыки из области менеджмента нужны, чтобы помочь организации стать эффективно действующей?

4.                  В чем заключается эволюционное развитие теорий поведения  человека в организации?

5.                  Как школа научного управления относилась  к человеческому фактору?

6.                  Что послужило началом формирования “школы человеческих отношений” и почему?

7.                  Чем школа поведенческих наук отличается от школы человеческих отношений?

8.                  В чем состояли основные подходы бихевиористких теорий? Каков их практический смысл?

9.                  Как может повлиять на  поведение личности ее нереализованная потребность в самоуважении?

10.              Что представляет собой модель самоопределения личности и как она работает?

11.              Почему люди так стремятся реализовать свои интересы?

12.              Приведите пример, как нормы и ценности Вашей организации передаются новым сотрудникам?

13.              Как влияют ошибки  восприятия на организацию поведения сотрудника? Приведите пример.

14.              Страх является универсальным регулятором поведения сотрудников в организации. При каких условиях этот тезис не работает?

15.               Какие типы препятствий существуют на пути изменения установок личности в организации?  Приведите примеры.

16.              В чем может быть причина (причины) деструктивного поведения личности в организации?

17.              Можно ли построить систему стимулирования работников организации в соответствии с теорий потребностей Герцберга, обоснуйте Ваш ответ.

18.              Приведите пример эффективного мотивирования Вас со стороны других людей. Что было использовано (явно или неявно): потребности более низкого уровня или более высокого? Поддерживающие или мотивирующие факторы? Регулирование поведения? Выбор целей?

19.              Как Вы считаете, какие потребности в соответствии с теорией Маслоу мотивируют учебу студента  в Вузе? Приведите примеры.

20.              В  чем состоит сходство,  и в чем заключаются различия содержательных теорий мотиваций, опишите своими словами.

21.              Каким образом менеджер может на практике использовать знания теории справедливости для разработки системы стимулирования?

22.              Имеют ли ограничения деньги как стимулирующий фактор  при воздействии на работника? Приведите примеры.

23.              Охарактеризуйте статус личности в группе или в организации, чем он определяется?

24.              Откуда берутся групповые нормы поведения?

25.              В чем может проявляться давление группы на личность? Приведите пример.

26.              Что представляют собой условия появления эффекта синергии в группе?

27.              Что является основной характеристикой межгруппового конфликта? Приведите пример такого конфликта.

28.              Какие ограничения препятствуют эффективной работе коллектива?

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ТЕМАМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Тема 6.

Социальные действия и сущность мотивационного процесса

Контрольные вопросы и задания для самоподготовки:

1.                 Раскройте содержание понятия социального действия и дайте характеристику типам социального поведения.

2.                 Дайте характеристику содержательным и процессуальным теориям мотивации. Проведите их сравнительный анализ.

3.                 Раскройте роль организационной культуры в системе мотивации работника.

4.                 Дайте характеристику зависимости между удовлетворением работой и производительностью. Раскройте роль денег и социальных благ в мотивационной теории.

5.                 Охарактеризуйте причины ограниченности групповых стимулирующих систем.

6.                 Что значит «создание эффективной системы вознаграждения в организации»?

7.                 Раскройте особенности экономического стимулирования собственника, участника (вкладчика), наемного рабочего.  Почему занятие умственным трудом предполагает положение вкладчика в организации?

 

Литература

Большакова А.Н. Социальная психология для менеджеров: Учебное пособие для вузов. - М., 2012.


Бэрон Р.С., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: Процессы, решения, действия. СПб., 2011.

Егоршин А. П. Мотивация трудовой деятельности. Н-Новгород, 2011.

Козырев А.А. Мотивация потребителей. М., 2011.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2012.

Маслоу А. Мотивация и личность. М., 2011.

Мишурова И.В., Кутелев П.В. Управление мотивацией персонала. Учебно-практическое пособие. М., 2012.

Парсонс, Т.  О структуре социального действия. М., 2010.

Парсонс, Т. О социальных системах. М., 2010.

Познающее мышление и социальное действие: Наследие Г.П. Щедровицкого в контексте отечественной и мировой философской мысли / Кузнецова Н.И., ред.-сост. М., 2012.

Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г.  Мотивация трудовой деятельности персонала. М., 2013.

Хагеманн Г. Руководство по мотивации. М., 2012.

Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала.  М., 2013.

Энкельманн Н. Власть мотивации: Харизма, личность, успех. М., 2013.

 

Тема 8.

Формальные и неформальные группы и их виды

Контрольные вопросы и задания для самоподготовки:

1.                 Раскройте основные системные факторы функционирования формальных групп.

2.                 Перечислите разно­видности формальных групп и раскройте положение: «Рабочие группы - формы функционирования лично­сти в организации».

3.                 Приведите примеры формирования рабочих групп в различных организациях с различными типами организационных культур.

4.                 Покажите роль команды в условиях современных органи­заций.

5.                 Раскройте основные системные факторы функционирования неформальных групп.

6.                 В чем состоят преимущества и недостатки неформальных групп?

7.                 В чем состоит специфика управления неформальными группами и организациями.

8.                 Приведите примеры создания неформальных групп в различных организациях с различными типами организационных культур.

9.                 Как могут влиять неформальные группы на эффективность деятельности организации?

 

Литература

Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. М., 2010.

Белбин Р.М. Команды менеджеров: Секреты успеха и причины неудач.  М., 2011.
Белбин Р.М. Типы ролей в командах менеджеров.  М., 2011.

Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде.  М.,2012.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования: Современная технология создания команд.  М., 2012.

Кричевский Р.Л., Дубовская Г.М. Социальная психология малой группы.  М., 2009.
Слаква С.П. Психология малой группы. М., 2012.

Льюис Дж. Управление командой. Как заставить других делать то, что вам нужно. СПб., 2012.
Маргерисон Ч.Дж. Колесо командного управления: Путь к успеху через систему управления командой. М., 2012.
Ники Х. Успех - один на всех: Основные аспекты эффективного руководства командой. М., 2013.

Резник С.Д., Куликов В.Г. Эффективная команда менеджера. М., 2013.
Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности малых групп. М., 2010.

Янг Р. Лидерство в командах.  М., 2012.

 

Тема 10.

Формальное и неформальное лидерство в организации

Контрольные вопросы и задания для самоподготовки:

1.                 Раскройте понятие лидерства.

2.                 В чем состоит  лидерство в управлении организацией?

3.                 Проведите сравни­тельный анализ моделей лидерства.

4.                 Проведите сравнение фор­мального и неформального лидерства.

5.                 В чем состоит проблема форми­рования лидера в организации (малые, средние, крупные орга­низации, быстрорастущие организации, организации различ­ных форм собственности и т.п.)?

6.                 Раскройте особенности формального лидерства в организациях разного типа.

7.                 Каковы условия неформального лидерства?

8.                 Каковы особенности неформального лидерства в организациях разного типа?

9.                 Дайте прогноз и модель возможных конфликтов между формальными и неформальными лидерами.

10.             Дайте рекомендации по формы и методы преодоления конфликтов между формальными и неформальными лидерами.

 

Литература

Адаир Дж. Психология власти. Концепция непререкаемого лидерства.  М., 2012.

Огнев А. С. Организационное консультирование в стиле коучинг.  СПб., 2011
 Коттер Джон П. Лидерство Мацуситы. Уроки выдающегося предпринимателя ХХ века.  М., 2012
Шекшня С. В. Лидерство в современном бизнесе".  М., 2011.

О'Лири Э. Лидерство: что нужно знать руководителю. 10-минутный тренинг для менеджера.  М., 2012.

Стаут Л. Лидерство от загадок к практике. М., 2011.

Фридман М., Трегоу Б. Искусство и наука стратегии лидерства. Новый подход к корпоративному управлению. М., 2012.

Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе.  СПб., 2011.

Яхонтова Е.С. "Эффективность управленческого лидерства".  М., 2010

 

Тема 13.

Проектирование организации

и индивидуальное планирование работы

Контрольные вопросы и задания для самоподготовки:

1.                 Раскройте содержание понятия проектирования организации. Что означает понятие организационной патологии.

2.                 Перечислите этапы организационного проектирования.

3.                 Дайте характеристику факторам проектирования организации и элементам проектирования организации.

4.                 Степень централизации и децентрализации организации.

5.                 Раскройте диалектику качества трудовой жизни и проектирования.

6.                 Охарактеризуйте влияние организационной структуры на индивидуальное и групповое поведение.

7.                 Как влияет организационное пространство на эмоционально-психологические состояния?

8.                 Дайте технику учета бюджета времени и охарактеризуйте типичные отвлекающие факторы и их устранение.

 

Литература

Адизес И. Жизненные циклы организаций: как и почему организации рождаются и умирают и что можно сделать в связи с этим.  М., 2004.

Акофф И. Планирование будущего корпорации.  М., 1985.

Акофф И. Стратегическое управление.  М.,1989.

Базаров Т. Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М, 2004.

Бекхард Р. Организационное развитие, стратегии и модели.  М., 2004.

Бекхард Р., Гаррис Р. Организационные переходы: управление сложными изменениями.  М.,2004.

Беннис У. Организационное развитие: природа, происхождение и перспективы. М.,2004.

Берк У. Организационное развитие: процесс обучения и развития.  М., 2004.

Блейк Р., Моутон Дж., Маккензи А. Проектируемые изменения. М., 2004.

Варламов К.И., Карпичев В.С. Личная тектология (самоменеджмент). М., 1993.

Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: синер­гетика и теория социальной самоорганизации.  СПб., 2007.

Вахрушев В. Эти невероятные японцы: Принципы японского управления.  М., 1992.

Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам.  М., 1995.

Волков М. Швеция – социально-экономическая модель.  М., 1991.

Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер: Для руководителя-практика.  М., 1991.

Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер.  М., 1994.

Гаррисон И. Диагностика организаций: методы, модели, процессы.  М., 2004.

Глассман А., Каммингс Т. Практика организационного развития.  М., 2004.

Гританс Я.М. Организационное проектирование и реструктуризация (реинжиниринг) предприятий и холдингов.   М., 2013.

Гуд Г. Х., Макол Р. Э. Системотехника. Введение в проектирование больших систем.  М.,1962.

Джозеф Рафаэль Блази и др. Новые собственники: Наемные работники – массовые собственники акционерных компаний.  М., 1995.

Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте: Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики.  М.,2004.

Зазыкин Е.Г., Чернышев А.Б. Менеджер: психологические секреты профессии.  М., 1992.

Зайверт Л. Ваше время - в Ваших руках. М., 1995.

Карлеф Б., Седерберг С. Вызов лидеров.  М., 2004.

Карпичев В.С. Управление мыслительными процессами: Технологии.  М., 2006.

Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе.  М., 1975.

Коттер Дж., Хескетт Дж. Корпоративная культура и производительность. М., 2006.

Кошелев Г.И. Организационная техника. М., 1984.

Кравченко А. И. Классики социологии и менеджмента. Ф. Тейлор. А. Гастев.  СПб., 2006.

Красовский Ю.Д. Организационное поведение. Учебное пособие для вузов.  М., 2007.

Кричевский Р.Л. Если вы руководитель...  М., 2004.

Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю.  Л.,1986.

Марченко И.П. Какой руководитель нам нужен.  М., 2004.

Маслоу А. Психология бытия.  М., 2005.

Морман С., Каммингс Т. Самоконструирующиеся организации: Как добиться высокой эффективности.  М., 2006.

Олкок Д. Управление временем и рабочей нагрузкой. М., 2006.

Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. М., 1984.

Персональный менеджмент: Учебник / С.Д.Резник и др. М., 2010.

Поляков В.А. Технология карьеры. М., 2006.

Попов Г. X. Техника личной работы. М., 1979. 

Пригожин А. И. Методы развития организаций.  М., 2011.

Пригожин А.И. Современная социология организации.  М., 1995.

Пригожин А.И. Современная социология организаций.  М., 1995.

Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда.  Новосибирск. 1979. 

Социальные технологии: вопросы теории и практики. Ростов-на-Дону, 1995.

Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента.  М., 1991.

Уитмор Дж. Coaching — Новый стиль менеджмента и управления персоналом.  М., 2008.

Ханна Д. Проектирование высокоэффективных организаций.  М., 2006.

Хант Дж. Управление людьми в компаниях.  М., 2007.

Харви Мак Кей. Как уцелеть среди акул.  М., 1991.

Хилл П. Наука и искусство проектирования.  М., 1973.

Шайн Э. Корпоративная культура и лидерство.  М., 2006.

Шейн Э. Организационная культура и лидерство.  СПб., 2010.

Шелдрик Дж. Теория менеджмента. От тейлоризма до японизации.  СПб., 2009.

Янг С. Системное управление организацией.  М., 1972.

 

Раздел 6. Примерные вопросы для подготовки к экзамену(зачету)

 

Примерный перечень вопросов

для подготовки к экзамену по курсу

" Организационное поведение"

 

1.                  Адаптация персонала при слиянии и реорганизации компаний.

2.                  Виды стратегии организации и их влияние на поведение в организации.

3.                  Вклад ученых-бихевиористов в развитие теорий мотивации.

4.                  Влияние корпоративной культуры на систему мотивации организации.

5.                  Влияние национальных и региональных особенностей  корпоративной культуры в управлении персоналам.

6.                  Влияние организационной структуры управления на поведение в организации.

7.                  Восприятие личности: сущность, значение.

8.                  Групповые  нормы поведения и сущность конформизма.

9.                  Жизненный цикл организации, его этапы.

10.              Инновационный менеджмент и организационное поведение личности.

11.              Использование власти и влияния в рамках эффективного лидерства.

12.              Конструирование эффективной работы в команде.

13.              Конфликт культур в транснациональных компаниях.

14.              Конфликтная  ситуация, ее перерастание в конфликт.

15.              Корпоративная культура  виртуальных организаций.

16.              Лидерство и власть в  организации, их взаимосвязь.

17.              Менеджмент слаженной команды,

18.              Методы оценки эффективности руководства/лидерства в процессе реструктуризации компании.

19.              Методы управления конфликтами.

20.              Механизм участия сотрудников в управлении.

21.              Модель самоопределения личности в организации.

22.              Мотивация и компенсация персонала в соответствии с бизнес - целями компании. 

23.              Научающиеся  организации. Технологии  развития.

24.              Национальная культура и поведение в организации.

25.              Необходимость изменений в организации.

26.              Организаторские    способности   личности:    понятие, структура, пути формирования.

27.              Организационное регламентирование поведения личности в организации.

28.              Основные причины сопротивления изменениям со стороны персонала организации. 

29.              Основные характеристики групп.

30.              Особенности поведения в организации в мультинациональных условиях.

31.              Отличительные признаки малых групп.

32.              Понятие “поведение личности”.

33.              Понятие и особенности коммуникативного процесса.

34.              Понятие малой группы, причины присоединения личности к группе.

35.              Понятие статуса личности в организации или группе.

36.              Потребности, мотивы, интересы личности.

37.              Природа, функции установок личности.

38.              Процесс адаптации личности в коллективе.

39.              Процессуальные теории мотивации.

40.              Психологические защитные механизмы личности.

41.              Психологические методы диагностики  конфликтогенных  сотрудников.

42.              Психологические особенности личности, определяющие ее поведение.

43.              Пути повышения эффективности коммуникативного процесса.

44.              Развитие и повышение конкурентоспособности компании через эффективное руководство/лидерство.

45.              Роль корпоративной культуры в достижении стратегических задач компании (кросс - культурные аспекты).

46.              Роль руководителя при проведении изменений в организации.

47.              Самоуправляемые  команды как вариант формальных групп.

48.              Содержание социализации личности, ее этапы.

49.              Содержательные теории мотивации.

50.              Создание и развитие виртуальных команд.

51.              Создание и развитие  самоуправляемых команд.

52.              Создание системы измерения и управления результатами работы персонала.

53.              Способы  изменения установок личности в организации.

54.              Способы взаимоотношений для обмена информацией  при межличностной коммуникации.

55.              Способы предупреждения и  управления стрессами.

56.              Способы преодоления стрессов.

57.              Сущность поведения в организации; факторы, влияющие на формирование и развитие поведения в организации.

58.              Сущность социального поведения согласно теории социального научения Д. Роттера.

59.              Сущность стратегии изменений.

60.              Теория социальных ролей, ее сущность.

61.              Технологии предупреждения и   разрешения  конфликтов в коммерческих  организациях.

62.              Типология поведения личности в организации.

63.              Управление диверсификацией рабочей силы. 

64.              Факторы, влияющие на выбор централизации или децентрализации при проектировании организации.

65.              Факторы, характеризующие поведение личности в малой группе.

66.              Формальное и неформальное лидерство.

67.              Формирование управленческих команд (анализ проблем, методы, подходы.)

68.              Формы восприятия действительности и их влияние на поведение личности в организации.

69.              Функции и виды групп.

70.              Я-концепция личности, ее практический смысл.

 


 
Joomla 1.5 Templates by Joomlashack